Коробка-автомат “второго поколения”

По запросу Twin-clutch gearbox поисковая система выдаст внушительный список автопроизводителей, в ближайшее время планирующих отказаться от традиционной гидромеханической коробки и предложить потребителям «автомат второго поколения» — преселективную коробку с двумя сцеплениями

Схема трансмиссии Powershift демонстрирует, насколько компактной может быть шестиступенчатая преселективная коробка передач при соосном расположении шестерней и муфт

Схема трансмиссии Powershift демонстрирует, насколько компактной может быть шестиступенчатая преселективная коробка передач при соосном расположении шестерней и муфт

 

Теория

Принцип работы самой передовой на сегодняшний день автоматической коробки передач, преселективной, первым в мире предложил еще личный шофер Николая II — Адольф Кегресс. Талантливый француз, занимавший в России пост технического директора императорского гаража в Царском Селе, больше известен как изобретатель полугусеничного привода. Он догадался оснастить императорский экипаж ведущими гусеницами и управляемыми лыжами, чтобы возить императора по заснеженным зимним дорогам. Той же системой впоследствии был оснащен знаменитый Rolls-Royce Silver Ghost Владимира Ильича Ленина. После Февральской революции Адольф Кегресс вернулся на родину и поступил на работу в Citroёn. Тогда он и изобрел четырехступенчатую коробку передач с двумя сцеплениями, которой еще до начала Второй мировой войны планировалось оснащать переднеприводный Citroёn Traction Avant. А в следующий раз об этой коробке вспомнили только в конце 1960-х годов: инженеры Porsche хотели разработать такую же коробку для своих гоночных машин. Первые рабочие экземпляры появились только в 1980-х годах, когда стало возможным доверить переключение передач компьютеру.

Однако массовым продуктом преселективная трансмиссия стала лишь в нашем веке, когда концерн Volkswagen представил серийную коробку DSG. В ближайшее время КПП с двумя сцеплениями планируют применить около десятка автопроизводителей. Один из самых заметных игроков в этой области — концерн Ford, инженеры которого совместно со специалистами фирмы Getrag разработали линейку «автоматов» Powershift. Одна из «первых ласточек» с Powershift на российском рынке — Volvo S40, построенный на одной платформе с Ford Focus и Mazda 3. Эта коробка также предлагается на моделях Volvo C30 и Volvo V50.

Фактически в корпусе шестиступенчатой трансмиссии Powershift скрываются две роботизированные механические коробки передач, управляемые гидравлическим механизмом. Одна из них содержит четные передачи, другая — нечетные. Каждая коробка имеет собственное сцепление, точнее, многодисковую муфту в масляной ванне. Муфты работают поочередно — если одна смыкается, другая в этот момент размыкается. На разгоне, пока крутящий момент двигателя передается на колеса, скажем, через вторую передачу, коробка-дублер заблаговременно включает третью. При достижении нужных оборотов двигателей происходит плавное переключение муфт. Поток мощности не прерывается ни на мгновение, обеспечивая автомобилю уверенный разгон без рывков и провалов.

Практика

Со светофора наша 145-сильная Volvo S40 с двухлитровым бензиновым мотором запросто обставляет машины с традиционными «автоматами» при схожей мощности и может составить конкуренцию машинам с механической коробкой. Правда, согласно фирменной документации «механическая» версия нашей машины разгоняется до «сотни» все же быстрее, чем с коробкой Powershift: 9,5 секунды против 9,8 у «автомата». Вероятно, это связано с алгоритмом работы автоматической коробки, не заточенной на гонки: респектабельному автомобилю не пристало выкручивать мотор до отсечки, поэтому «автомат» переключается несколько раньше. Переключения вверх происходят плавно, незаметно и мгновенно. Переключения вниз не столь резвы — все же мотору нужно время на перегазовку, чтобы не допускать рывков привода и не укачивать пассажиров клевками. И все же, катаясь на ручной коробке, задумайтесь, сколько времени у вас занимает переключение на пониженную передачу: скорее всего, Powershift и здесь вас обставит. Поэтому хочется особо отметить честный ручной режим управления коробкой: компьютер не вмешивается в управление, позволяет «крутить» мотор и, при определенной привычке, действует куда расторопнее «механики».

Важное достоинство преселективной коробки — низкий расход топлива. В отличие от обычного «автомата», в конструкции Powershift нет гидротрансформатора, планетарного зубчатого механизма и многочисленных муфт — а значит, потери на преобразование момента и трение будут куда меньше. «Система Powershift экономит до 8% топлива по сравнению с обычной автоматической трансмиссией», — утверждает Магнус Йонссон, старший вице-президент по исследованиям и разработкам Volvo Cars. То есть при пробеге около 100 000 км «автомат» нового поколения сэкономит для автомобиля среднего класса около 800 л топлива.

От первого лица

Дмитрий Мамонтов, редактор

Для моей манеры вождения коробка Powershift в паре со 145-сильным двигателем S40 подошла идеально: ведь высшей доблестью для водителя я считаю не резкие старты и торможения, а спокойную, безопасную езду без лишних рывков. Как я ни старался, я не смог почувствовать момента переключения передач — просто плавный и уверенный разгон. Но изюминка модели, на мой взгляд, вовсе не в коробке, а в том сочетании приятных мелочей, которые дизайнеры собрали в одном автомобиле: от системы контроля слепых зон BLIS и очень удобного интерфейса навигационной системы RTI до перегородки в багажнике, удерживающей вертикально пакеты по дороге из супермаркета. А вот за странный «домофон» — аляповатую телефонную трубку на центральной консоли — дизайнерам должно быть стыдно.

Сергей Апресов, главный редактор

Я долго сопротивлялся обаянию Volvo S40 — ну не люблю я машины без недостатков. Автомобиль обнимал меня кожано-деревянной теплотой своего интерьера, очаровывал предупредительным вниманием к мельчайшим желаниям («пожалуйста, сумочку сюда, очечки сюда, осторожно, справа машинка!»), впечатлял потрясающе отточенной управляемостью: шасси позволяет, как циркулем, писать идеальные траектории в поворотах, едва пошевелив расслабленными пальцами. А сдался я, когда по радио заиграла любимая песня AC/DC, сделал погромче многоканальную аудиосистему Dynaudio и почувствовал, что жизнь прекрасна. Правда, узнав о цене автомобиля в максимальной комплектации, я осознал, что S40 — это не только бескомпромиссный комфорт, но и определенный социальный эпатаж.

Руслан Гусейнов, главный художник

Интерьер Volvo S40 по настроению напоминает Hi-Fi-аппаратуру 1980-х: натуральное дерево, качающиеся клавиши, лаконичная подсветка и минимум пластика — все это создает ощущение теплоты, основательности, надежности, безопасности. Стилистический образ сдержанной респектабельности завершает большая телефонная трубка с витым кабелем на центральной консоли, которая своей неуместностью в современном автомобиле дополнительно подчеркивает дух vintage. Подкупает изобилие технологических новшеств и приятных мелочей. Правда, система BLIS, зажигающая оранжевые светодиоды у зеркал при наличии автомобиля в слепой зоне, создает некоторую нервозность, особенно в темное время суток. К счастью, ее можно отключить.

Николай Корзинов, редактор

Как только я сел в машину, Volvo протянула мне визитную карточку с надписью безопасность. Первым делом я заметил в салоне S40 мигающие светодиоды системы мониторинга «мертвых зон» BLIS. Они загораются, когда видеокамеры BLIS замечают машины, попадающие в зону ответственности при перестроениях. Другая технология тоже относится к безопасности — экологической. Нажатие кнопки — и машина начинает автоматически предотвращать поступление в салон воздуха, перенасыщенного вредными газами. Отличная функция для российских условий. Кажется, я забыл, что мы взяли автомобиль из-за новой коробки. В подмосковье я понял, что и КПП подчинена концепции безопасности: на двухполосной дороге обгонять тихоходов с Powershift проще и безопасней, чем с обычной гидромеханикой.

Его Императорское Величество торопится

Благодаря мгновенному переключению передач без прерывания тяги Volvo S40 с коробкой Powershift разгоняется быстрее машин аналогичной мощности с «гидромеханикой». Если бы изобретатель коробки с двумя сцеплениями француз Адольф Кегресс и его пассажир Николай II жили в наше время, то вероятнее всего предпочли бы именно этот тип трансмиссии. Оба любили скорость. В мемуарах генерал-майора свиты его величества Владимира Николаевича Воейкова встречается такая запись: «Машиной государя управлял Кегресс, ездивший с необыкновенной быстротой. На мои замечания относительно такой быстрой езды Кегресс всегда возражал, что государь это любит».

Источник: ПопМех

Коробка-автомат “второго поколения”

Добавить комментарий