Александр Михайлов, MBA по стратегическому управлению, alex@mikhailov.ru
Краткая версия статьи опубликована в журнале CIO, ноябрь 2011
Данная статья относится к серии публикаций по стратегическому управлению ИТ: из чего оно состоит, как разработать ИТ стратегию предприятия, можно ли самостоятельно поставить стратегическое управление ИТ.
Материал статей построен на базе лучших международных практик стратегического планирования ИТ и практического опыта автора: 10 лет консалтинга по управлению ИТ (из них 7 лет в IBM), 10 лет работы руководителем ИТ службы в российских и зарубежных компаниях, 5 лет преподавания курсов по ИТ стратегиям и стратегическому управлению ИТ в ведущих российских бизнес школах. Автор участвовал в разработке ИТ стратегий десятков крупных российских предприятий, а также помог разработать более полусотни ИТ стратегий директорам ИТ служб средних и малых предприятий.
В недавней редакционной статье «Ненужная ИТ-служба» (CIO, N1-2, 2011), был высказан провокационный вопрос «а может ИТ-служба совсем не нужна?»:«Отдельные вендоры, а зачастую и интеграторы, позиционируют «облачные» вычисления как очередную революционную идею, которая способна решить ИТ-задачи предприятия без… собственно ИТ-службы. То есть – если можно заказать необходимое ИТ-решение для функционального подразделения через Интернет, то почему бы этого не сделать самому функциональному подразделению, которое должно понимать, что ему собственно говоря, нужно? И в этой ситуации можно прекрасно обойтись без ИТ-департамента. Интересно только, кто будет выбирать, какие решения подойдут для той или иной задачи, каково будет соотношение «цена-качество» у этих решений и кто впоследствии будет отвечать за их выбор, если результаты окажутся не столь радужными, как хотелось бы (или как пообещали поставщики)».
Об авторе
Михайлов Александр Геннадьевич
MBA по стратегическому менеджменту, к.т.н., старший консультант компании IBM.
10 лет работы в качестве консультанта по управлению ИТ.
Более 10 лет работы CIO (ИТ менеджером) в российских и зарубежных компаниях.
Консалтинговые проекты с компаниями: ТНК-BP, Сургутнефтегаз, Норильский Никель, Еврохим, РЖД, МДМ банк, министерства и ведомства РФ, средние и малые предприятия.
Автор ряда публикаций по управлению ИТ
e-mail: alex@mikhailov.ru сайт: www.info-strategy.ru тел: (916) 682-96-44
Введение
Автор данной статьи, за десять лет консалтинга по управлению ИТ, а до этого еще десяти лет практического руководства ИТ службами российских и зарубежных предприятий, повидал большое число самых разных оргструктур ИТ служб. В данной статье рассмотрен опыт компании IBM и знание автора российской специфики, применительно к оргструктурам ИТ служб.
Как в России, так и в других странах оргструктура конкретной ИТ службы каким то образом исторически сложилась, и отнюдь не всегда отражает лучший международный опыт.
В данной статье рассмотрено долгосрочное планирование оргструктуры ИТ служб, тренды в этой области, а также во что может превратиться ИТ службы лет так через 10-20.
В статье «Стратегическое управление ИТ: видение, миссия, долгосрочные цели» (А.Михайлов, CIO, N1-2, 2011) были рассмотрены подходы к стратегическому планированию ИТ, в т.ч. этапы стратегического планирования. Практика выполнения проектов по разработке ИТ стратегий показывает, что саму ИТ стратегию удобно делить на несколько направлений (см. Рис. 1, слева):
– Приложения (данные, приложения, иногда и бизнес-процессы)
– Инфраструктура ИТ (сервера, сети, ЦОДы)
– Управление ИТ
Рис. 1. Оргструктура ИТ службы является одним из элементов стратегического управления ИТ
На взгляд автора, само управление ИТ можно поделить на несколько тесно связанных между собой областей (см. рис. Рис. 1, справа):
– цели ИТ: долгосрочные цели на 1-3 года. Как разрабатывать долгосрочные цели ИТ было рассмотрено в первом номере журнала CIO за 2011 год
– ИТ сервисы, в т.ч. SLA. По планированию ИТ сервисов и SLA за последние семь лет появились десятки статей, как правило, относящихся к методологии ITIL
– Сорсинг ИТ: что передается аутсорсинговым компаниям
– ИТ процессы: конечно, не их детальный дизайн, а скорее только план по улучшению ИТ процессов
– Оргструктура ИТ: подразделения ИТ службы, их численность, навыки персонала
– Проекты по ИТ: проекты по всем рассматриваемым в ИТ стратегиям областям ИТ, как правило это приложения, инфраструктура, управление ИТ
– ИТ финансы: ИТ бюджет и все остальное, связанное с деньгами
– ИТ стратегия: план действий на 2-3 года, а также требуемое состояние по всем областям ИТ
Несколько особняком стоит безопасность ИТ, которая может относиться к каждой из перечисленных частей.
Оргструктура ИТ службы зависит, конечно, от всех остальных областей управления ИТ. Однако, в первую очередь на оргструктуру обычно влияют цели ИТ, ИТ сервисы, сорсинг ИТ (т.е. то, что передается на аутсорсинг другим организациям).
Оргструктура должна следовать за стратегией, а не наоборот. Поэтому, при изменении как стратегии бизнеса, так и крупных изменениях в ИТ (например, внедрение большого приложения, передача ряда задач на аутсорсинг и др.) стоит рассмотреть, удовлетворяет ли старая оргструктура ИТ изменившимся задачам.
Есть ряд методик проектирования оргструктур предприятий и отдельных бизнес-подразделений. А вот специально про разработку оргструктур ИТ служб литературы совсем мало.
На взгляд автора, при стратегическом планирование оргструктуры ИТ службы можно выделить следующие этапы:
- Учет видения, миссии и стратегических целей ИТ, а также требований бизнеса к оргструктуре и численности ИТ службы
- Учет долгосрочных тенденций построения оргструктур ИТ служб
- Определение основных групп работ по ИТ
- Определение, какие группы работ будут переданы на аутсорсинг, а какие останутся внутри ИТ службы
- Выбор подходов к организации групп работ по ИТ
- Проектирование оргструктуры ИТ службы (названия подразделения и основные выполняемые ими работы)
- Проектирование численности подразделений ИТ службы