Доклад был представлен Александром Феоктистовым, маркетологом сервиса Яндекс.Маркет, в рамках потока, посвященного мобильной коммерции, на конференции «8P», которая прошла в Одессе 14 июля 2012 года.
Доклад Александра был посвящен мобильной коммерции, то есть, покупке товаров и услуг с помощью мобильных портативных устройств. Докладчик сразу предупредил, что речи о разного рода покупке электронного контента, про звонки на короткие номера и прочие смски в духе: «Положи денег на этот номер» не будет.
По словам Александра, объем украинского рынка e-commerce на 2012 составляет $3-4 млрд. По данным Gemius и TNS из 16 млн. пользователей интернета количество людей, выбиравших и делавших покупки в интернете составляет 50-60%.
Какое же количество из людей пользуется телефонами или планшетами для того, чтобы покупать? По данным Яндекс.Маркета – примерно 12% аудитории Яндекс.Маркета на Украине – это как раз пользователи мобильных устройств. Это больше, чем в России, в России это пока 10%. Александр сообщил, что команда Яндекс.Маркета вообще между собой считает Украину страной, победившего e-commerce, потому что проникновение и вовлеченность в электронную коммерцию здесь выше, чем в России. Но интересно, что, несмотря на то, что доля у Маркета 12%, доля людей, которые приходят с мобильных устройств или планшетов, в крупные магазины всего 4-5%. На прошедшем iForum’е Владислав Флакс даже называл цифру 2%, говоря о доле заказов, совершенных через мобильные устройства. Наверняка, это связано в первую очередь с тем, что у многих крупных украинских магазинов до сих пор нет никакой адаптации под мобильные устройства.
Получается, что 10% рынка, а это 300-400 миллионов долларов в год, можно получать с людей, которые ходят в интернет со смартфонов. Но это, конечно, потенциально, и мешает этому много причин: отсутствие мобильных версий сайтов, привычка все-таки с телефона не покупать какие-то серьезные крупные вещи и так далее. Но если взглянуть на поведение этих пользователей, можно увидеть, что покупательское поведение и конверсия у мобильных пользователей отличается от десктопных.
Командой Яндекс.Маркета были проанализированы поисковые запросы в Яндексе, которые так или иначе связаны с товарами. Сразу стало интересно, что на главной странице Яндекса есть ссылка на Маркет и люди, которые приходят с iPad, у них CTR раза в три выше по этой ссылке, чем у людей, которые приходят с десктопа. На самом деле, людей, которые приходят с планшета намного сильнее интересуют покупки, и делают они их намного чаще. Товарных поисков у людей, которые приходят с планшетов, больше примерно на 15%.
Интересно, что лидеры по категориям среди iPad – это категория визуального выбора: одежда, обувь, товары для дома, мода. То есть, такой диванный сценарий, когда человек приходит домой, ложиться на диван, и смотрит красивые картинки. А для людей, которые ищут что-то со смартфонов, самой популярной категорией товаров являются смартфоны, как ни странно. То есть, видимо, все пользователи смартфонов мечтают поменять свой смартфон на другой.
Если проанализировать мобильные прагматики, то можно прийти к выводу, что серфинг телефонной коммерции с телефона – это скорее не про продукт, а про покупку. Когда человек приходит со смартфона, он обычно либо знает, чего он хочет, либо он знает какую-то интересную…